|
Советы логопедаСтраничку ведет логопед школы
Коротких Е.А.
кабинет № 304 (начальня школа)
телефон 32-12-37
эл. почта sh24@yandex.ru
сайт 24-sh.ucoz.ru
Рекомендации по постановке звуков у детей
младшего школьного возраста
Успех коррекционной логопедической работы с детьми младшего школьного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда, учителя и воспитателя ГПД. Одним из главных моментов в преемственности работы является проведение логопедической зарядки (артикуляцтонной гимнастики). Основная ее задача: закрепить полученные на логопедических занятиях речевые навыки. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например, с предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.). Это, во-первых, повышает их интерес к занятиям, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать. У ребенка органы артикуляций (губы, зубы, язык) развитый еще слабо, поэтому следует помощь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание сосание, глотание способствуют развитию более мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Необходимо следить за плавностью, легкостью выполнения движения, за чистотой движения, за умением плавно, достаточно быстро переключаться с одного на другое. Следим за точностью и устойчивостью конечного результата. Может меняться темп выполнения движения. Движение становится легким, правильным, привычным, поэтому может проводиться в любом темпе.
Артикуляционную гимнастику с детьми младшего школьного возраста рекомендуется проводить ежедневно один-два раза: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5 минут. Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком. В комплект входит 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «артикуляционных упражнений к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамическое: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка». Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука. В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одни новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике. |
|