Правовое воспитание является одним из приоритетных направлений развития системы образования в Российской Федерации, представляет собой неотъемлемый этап преодоления правового нигилизма, правовой безграмотности граждан и подрастающего поколения в школах.

Главной целью мероприятий являлось повышение общего уровня правовой культуры, грамотности, правосознания учащихся, профилактика правонарушений среди учащихся школы, а также формирование умения защищать свои права при помощи закона. В данных мероприятиях была задействована вся школа.
Много работы проделали педагоги и учащиеся в рамках этой темы. Было проведено множество конкурсов, выставок, встреч и бесед по плану.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Участники
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Оформление стендовой информации о проведении Всероссийского Дня правовой помощи детям.
|
1 – 11 классы
|
11.11.2019
|
Учителя ИЗО, социальный педагог
|
2.
|
Книжная выставка "Тебе о праве - право о тебе"
|
1-11 классы
|
12.11.2019
|
Библиотекари
|
3.
|
Тематические классные часы с показом презентации «20 ноября Всероссийский День правовой помощи детям».
|
1 – 11 классы
|
12.11.2019
|
Классные руководители 1-11 классов
|
4.
|
Беседа с показом презентации «Всероссийский день правовой помощи детям»
|
1 – 2 классы
|
13.11.2019
|
Классные руководители 1-2 классов
|
5.
|
Беседа - игра «Где права взрослых, а где права детей», презентация
|
3-4 классы
|
14.11.2019
|
Классные руководители 3- 4 классов
|
6.
|
Конкурс детского рисунка: «Я рисую свои права»
|
1 – 4 классы
|
15.11.2019
|
Классные руководители 1- 4 классов
|
7.
|
Конкурс листовок «Права и обязанности ребенка»
|
5 – 7 классы
|
15.11.2019
|
Учителя истории и обществознания
|
8.
|
Игра-путешествие «Права детей»
|
5 - классы
|
18.11.2019
|
Классные руководители 5-ых классов
|
9.
|
Классный час с обсуждением «Вас защищает закон»
|
6 - классы
|
14.11.2017
|
Учителя истории и обществознания
|
10
|
Беседа с презентацией «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
|
7 – 8 классы
|
14.11.2019
|
Учителя истории и обществознания
|
11
|
Круглый стол
«Ты имеешь право и обязанности»
|
9 – 11 классы
|
14.11.2019
|
Учителя истории и обществознания, социальный педагог
|
12
|
Консультирование по правовым вопросам учащихся
|
5 – 11 классы
|
15.11.2019
|
Учителя истории и обществознания
|
На протяжении нескольких дней учащиеся знакомились с основными правами детей. В школе был проведен Единый тематический классный час на тему«20 НОЯБРЯ – ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ». Целью проведения Единого тематического классного часа является оказание правовой помощи по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних.
На классных часах были рассмотрены права детей, записанные в Конвенции о правах ребёнка, во Всеобщей декларации прав человека. Обсуждались жизненные ситуации, в которые попадают знакомые ребятам сказочные и литературные герои, чьи права оказались нарушенными с точки зрения МГП (международного гуманитарного права) и Декларации о защите прав детей.
Так, в 5К классе был проведен классный час, посвящённый Всемирному Дню правовой помощи детям. Классный руководитель Зюбан В.В. с использованием мультимедийной презентации «Права ребенка – твои права», рассказала о том, что 20 ноября 1989 года была принята Конвенция (международный договор) о правах ребёнка! Были разъяснены основные положения данного международного документа. В нашей стране права и обязанности ребенка определены положениями Конституции Российской Федерации, в основном законе России. Обсуждались права детей и проблемы их применения в каждой отдельно взятой семье.

Вас защищает закон… Под таким девизом прошли классные час в 6 - х классах, цель которых была донести в доступной форме информацию до учащихся об основных документах, защищающих права детей. Не зная прав и обязанностей ребёнку тяжело социализироваться в обществе, и прийти к пониманию себя и окружающего мира. С ребятами на жизненных примерах обсудили нормы поведения в школе, общественных местах. Сделали вывод, что защищая свои права, нельзя забывать о своих обязанностях.
А в 9-х классах учитель истории и обществознания Малютин Я.В. остановился на основных моментах Конвенции ООН о правах ребенка в России. Принятие Конвенции Генеральной Ассамблеей ООН произошло 20 ноября 1989 года. Конвенция ООН зиждется на четырех базовых принципах:
- отсутствие дискриминации;
- право на сохранность жизни и достойное развитие;
- уважительное отношение к взглядам и позициям;
- максимальная защита интересов.
В России насчитывается около 30 миллионов несовершеннолетних, это примерно пятая часть всего населения страны. Все они нуждаются в опеке и защите, как со стороны родителей, так и со стороны государства. Российская Федерация заботится о молодом поколении и оберегает его интересы. Конвенция — это не просто защита прав ребенка, но еще и залог социально-этического и морально-психологического развития подрастающего поколения.
Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав.
В школьной библиотеке была организована выставка учебных материалов, статей, журналов, брошюр о правах ребенка по названием «Тебе о праве - право о тебе»,которую в течение недели смогли посетить учащиеся школы. На книжной выставке была размещена подборка статей, книг, брошюр, содержащая информацию о Конвенции, о правах ребенка. Школьные библиотекари рассказали ребятам о том, какие книги есть в наличии библиотеки, посвященные правам детей, и чему они могут научить своих юных читателей.
У школьников младшего возраста вызвали интерес иллюстрированные брошюры, посвященные Конвенции о правах ребенка, тогда как старшеклассники более всего интересовались такими нормативными правовыми актами, как уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, семейный кодекс РФ и др.
Учащиеся начальных классов приняли активное участие в беседе – игре «Где права взрослых, а где права детей». Дети решали кроссворды, ребусы и логические задания по правовой тематике. Они с неподдельным интересом обсуждали актуальные правовые вопросы, встречающиеся им в реальной жизни, советовались, сами пытались решить конкретные жизненные ситуации на примере правовых задач. На примере героев сказок и популярных мультфильмов ребята узнали как поступать можно, а как нельзя, какие действия будут одобрены окружающими, а какие могут привести к плачевным последствиям.
По итогам проведенной игры учащимся, правильно ответившим на наибольшее количество вопросов, были вручены благодарственные письма и грамоты.
В рамках мероприятий Единого Информационного дня учителями истории и обществознания.были проведены уроки правовой грамотности среди учащихся 7 – 8 классов на тему «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних», где ребята познакомились с основными статьями Конвенции. Учащимися этих классов были подготовлены презентации и выступления по данной теме. Разговор строили в форме диалога. Дети задавали вопросы и высказывали свое мнение. Затрагивались темы правового консультирования детей по вопросам их собственных прав, прав их родителей или законных представителей, а также по юридическим аспектам детско-родительских отношений.
Особое внимание было уделено ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения. Учащиеся узнали также о способах защиты своих прав.
Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность человеку действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.Права человека предполагают законодательно закрепленную возможность получать человеком материальные, духовные и иные блага, свободы – действовать по своему решению без чьей-либо санкции.
По итогам всех проведенных мероприятий можно сделать следующий вывод: ребята знают свои права и обязанности. Организованные мероприятия были целенаправленными, актуальными, их содержание соответствовало возрасту воспитанников.
Таким образом, проведение мероприятий, приуроченных к всероссийскому Дню правовой помощи детям, позволило сформировать у школьников основы политической культуры, гражданской зрелости. Необходимо продолжить работу по профессиональной ориентации школьников, привить первичные знания в сфере права, повысить уровень правовой культуры, определить практические потребности учащихся в знаниях и навыках, необходимых для полноценного участия в демократическом процессе, развить у учащихся творческие способности и интерес к законодательству.
|